Всем родителям хочется, чтобы их дети росли добрыми и воспитанными, уважительно относились к окружающему миру. К сожалению, иногда случается так, что они проявляют по отношению к животным агрессию и делают им больно: в этом случае возникает страх, что такое поведение — признак психических проблем и садистских наклонностей.Спешим вас успокоить: в большинстве случаев это хоть и неприятно, но вполне естественно для определённого возраста. А для того, чтобы малыш поскорее перерос желание обижать животных, родителям следует определённые моменты в поведении своих чад.
Малыши до трёх лет ещё не осознают, что своими действиями могут причинять зверям боль. Ими движет интерес к познанию окружающего мира, который они пока не очень хорошо контролируют. К тому же, если речь о первой встрече с котиком или собачкой, они просто не знают, как с ними правильно обращаться, ведь их этому ещё не учили. Желание крепко-крепко обнять хомячка или накормить собаку шоколадом может быть вызвано проявлением любви, но соответствующих знаний и умения соизмерять свою силу пока нет.
Иногда дети «приносят» неправильное поведение из детского сада или с детской площадки: они могут повторять за невоспитанными ребятами постарше или подумать, что зверь или птица в роли живой игрушки помогут им завоевать популярность среди сверстников.
К сожалению, во время активных игр четвероногие друзья не всегда рассчитывают свою силу: например, котёнок может поцарапать, а щенок — больно прикусить. Такой неприятный опыт может вызвать у крохи страх, который заставит его при следующей встречей с животным, которое кажется опасным, бить первым.
Наконец, нередко жестокость по отношению к братьям нашим меньшим бывает следствием переноса негативных эмоций: начиная от пережитого жестокого обращения до вымещения детской ревности или обиды. Если ребёнок подвергается физическим наказаниям, он может тоже захотеть наказать более маленького и слабого питомца за то, что он считает «плохим поведением».
Постарайтесь поскорее привить мысль, что лучший способ побольше узнать о мире животных — это наблюдение. Можно вместе смотреть добрые мультфильмы и документальные передачи про животных, читать энциклопедии, наблюдать за живой природой в парках и обсуждать, что вы увидели и узнали.
О том, чтобы объяснить детям, что такое хорошо и что такое плохо, должны позаботиться родители. Почаще комментируйте те или иные действия: «наверняка тебе не понравится, если ты будешь кушать, а на тебя начнут кричать и махать руками, вот и голубям неприятно, когда ты их гоняешь», «кошечке больно, если тянуть её за хвост, а вот если её осторожно погладить, она останется довольна и иногда даже начнёт петь песенку в знак благодарности».
Если малыш делает что-то не то, останавливайте его как можно мягче: не ругайте, не повышайте голос и тем более не шлёпайте. Обязательно объясните, что зверёнышу так же больно, когда его тянут за шерсть, как было бы больно человеку, если его потянуть за волосы, но избегайте «наглядной демонстрации»: которая не поможет предотвратить насилие, а только закрепит недопустимое поведение.
Может случиться так, что ваш кроха, например, слишком активно играл с котом, а тот его поцарапал. В этом случае объясните, что котик тоже живой и чувствует боль, но он — не человек и не умеет себя контролировать, поэтому выстраивать хорошие отношения и прощать животному его ошибки — задача ребёнка.
Не ждите мгновенных результатов: вполне возможно, что какие-то вещи придётся проговаривать неоднократно. Будьте терпеливы и постарайтесь выработать у ребят чувство сопереживания по отношению к зверятам.
Если до появления малыша дома уже были животные, скорее всего, он естественно научится взаимодействию с ними в ходе повседневной жизни, а животные будут выступать в роли своеобразных «нянек». Если же животное завели после, может потребоваться чуть больше времени на то, чтобы они привыкли друг к другу, и ребёнок не «душил» питомца своей любовью.
Обязательно организуйте для домашнего любимца безопасное место для уединения и отдыха. Объясните детям, что в некоторых случаях — когда животное спит или ест — трогать его не нужно, ведь им тоже бы не понравилось, если бы они спокойно лежали в своей кроватке, а их начали бы тормошить и куда-то тянуть.
В идеале нужно почаще показывать, как правильно гладить кошек и собак, и подсказать, что лучший вариант — подождать, пока животное само проявит интерес. Если этого долго не происходит, объяснить, что это вовсе не значит, что питомец не любит малыша, просто у него другой распорядок дня и другие интересы. Научите мальчишку или девчонку подходящим нетравматичным играм: «дразнилке» для кошек, бросанию мячика для собак.
Если вы идёте в гости в дом, где есть питомцы, напомните, что они могут бояться чужих, поэтому не надо агрессивно навязывать своё общество, а подождать, когда они сами захотят выйти и поздороваться.
Будет лучше выработать бережное обращение даже с мягкими игрушками в форме животных: не таскать их за уши, лапы или хвост, давать им возможность спокойно полежать в сторонке какое-то время.
Можно сколько угодно говорить своему чаду, что можно делать, а что нельзя, но в конечном счёте это окажется бесполезно, если родители сами позволяют себе шлёпать и пинать животных, кричать на них или кидать в них предметы. Малыши усваивают социальные нормы через имитацию поведения взрослых, поэтому даже одного «срыва» со стороны родителей будет достаточно, чтобы надолго закрепить такие действия как что-то допустимое.
Постарайтесь создать дома комфортную обстановку и крепкую эмоциональную связь со всеми членами семьи, включая четвероногих любимцев. В этом случае можно практически гарантировать, что карапуз быстро поймёт, как себя с ними вести.
Если же, несмотря на все старания, вам кажется, что ребёнок продолжает причинять животным боль, причём делает это намеренно, а не случайно или по незнанию, посетите детского психолога: он поможет разобраться в причинах и проработать эту проблему.